Ответы на самые острые вопросы по налоговым проверкам
Опубликовал
mariyaorlova
в блог Я гражданин
0
Налоговые проверки всегда вызывают немало вопросов у бухгалтеров. Это и стало темой второго заседания Главбух Клуба… На все вопросы участников подробно ответил Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
— Сейчас контролеры могут послать компании требование по почте, только если вручить лично и направить по телекоммуникационным каналам не получилось. Но уже в ближайшем будущем это ограничение собираются снять. То есть инспекторы смогут выбирать любой удобный для них способ?
— Да, это так. По нашему мнению, перечень документов, которые надо вручать налогоплательщику лично, должен быть ограничен. Например, решение по итогам рассмотрения материалов проверки.
Все остальные, к примеру требование о предоставлении документов, инспекторы могут направить по почте или ТКС. При этом они укажут тот адрес, который отражен в учредительных документах компании. Если же фактический адрес не совпадает с юридическим, нужно обязательно сообщить его инспекторам.
Когда у компании есть работающий почтовый адрес и контакты с почтовым отделением, в котором обслуживается организация, то никаких проблем с получением быть не должно. Конечно, может случиться что угодно: документ затерялся на почте и дошел до вас уже после того, как истекло шесть дней. В таком случае рекомендую ходатайствовать о продлении срока, обосновав причины.
— Такая ситуация: в ходе проверки компания получила требование предоставить документы. А затем проверку приостановили. Получается, что срок, когда нужно исполнить требование, приходится на период приостановки. Нужно ли исполнять такой запрос?
— Да, нужно. Когда есть основания, инспекторы вправе продлить и приостановить проверку. В период приостановки ревизоры не проводят никаких мероприятий на территории организации. И не имеют права запрашивать документы. Однако на обязанности компаний это никак не влияет. Все законные требования инспекторов надо выполнить, если компания получила их в период проведения проверки. Даже несмотря на то, что срок их исполнения выходит за рамки проверки или попадает на режим приостановления.
— Инспекторы во время камеральной проверки могут запросить документы, подтверждающие налоговые льготы. Но вот как определить, что является льготами, а что просто преимуществами при налогообложении?
— Я лично придерживаюсь буквального понимания: в соответствующей статье Налогового кодекса, в акте регионального законодательства или местного самоуправления преференция должна быть прямо названа налоговой льготой. Воспользоваться ею вправе только отдельные категории налогоплательщиков. А все остальные преимущества: особенности исчисления налога, принятия расходов, применение пониженной ставки — это иные самостоятельные элементы налогообложения.
Возьмем для примера возможность не вести раздельный учет по облагаемым и не облагаемым НДС операциям (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Так вот, это просто преимущество, которым может воспользоваться любая компания. Если, конечно, не будет превышен 5-процентный барьер. В таких случаях налогоплательщик, столкнувшись с требованием о предоставлении документов, вправе его обжаловать. Ведь оно нарушает установленный порядок проведения камеральных проверок.
Добавлю, что судебная практика здесь еще не выработала единого подхода. Есть ряд судебных решений, в которых указано, что под налоговыми льготами понимаются любые преимущества, которые предоставляются категории налогоплательщиков. То есть судьи толкуют понятие «налоговая льгота» шире — просто как преимущество при налогообложении.
— Выездную проверку могут провести за период, не превышающий трех лет с года ее начала. Так написано в Налоговом кодексе РФ. Значит ли это, что в проверку попадут только календарные годы?
— Действительно, выездная проверка охватывает три предшествующих года. Но практика складывается так, что инспекторы могут проконтролировать и налоговые периоды года самой проверки. То есть если она началась в сентябре 2012 года, то налоговые инспекторы вправе провести ревизию не только за 2009, 2010 и 2011 годы, но еще, например, и за первый и второй кварталы 2012 года. А по НДФЛ могут проверить и месяцы, предшествующие тому, в котором принято решение о проверке.
— Сейчас контролеры могут послать компании требование по почте, только если вручить лично и направить по телекоммуникационным каналам не получилось. Но уже в ближайшем будущем это ограничение собираются снять. То есть инспекторы смогут выбирать любой удобный для них способ?
— Да, это так. По нашему мнению, перечень документов, которые надо вручать налогоплательщику лично, должен быть ограничен. Например, решение по итогам рассмотрения материалов проверки.
Все остальные, к примеру требование о предоставлении документов, инспекторы могут направить по почте или ТКС. При этом они укажут тот адрес, который отражен в учредительных документах компании. Если же фактический адрес не совпадает с юридическим, нужно обязательно сообщить его инспекторам.
Когда у компании есть работающий почтовый адрес и контакты с почтовым отделением, в котором обслуживается организация, то никаких проблем с получением быть не должно. Конечно, может случиться что угодно: документ затерялся на почте и дошел до вас уже после того, как истекло шесть дней. В таком случае рекомендую ходатайствовать о продлении срока, обосновав причины.
— Такая ситуация: в ходе проверки компания получила требование предоставить документы. А затем проверку приостановили. Получается, что срок, когда нужно исполнить требование, приходится на период приостановки. Нужно ли исполнять такой запрос?
— Да, нужно. Когда есть основания, инспекторы вправе продлить и приостановить проверку. В период приостановки ревизоры не проводят никаких мероприятий на территории организации. И не имеют права запрашивать документы. Однако на обязанности компаний это никак не влияет. Все законные требования инспекторов надо выполнить, если компания получила их в период проведения проверки. Даже несмотря на то, что срок их исполнения выходит за рамки проверки или попадает на режим приостановления.
— Инспекторы во время камеральной проверки могут запросить документы, подтверждающие налоговые льготы. Но вот как определить, что является льготами, а что просто преимуществами при налогообложении?
— Я лично придерживаюсь буквального понимания: в соответствующей статье Налогового кодекса, в акте регионального законодательства или местного самоуправления преференция должна быть прямо названа налоговой льготой. Воспользоваться ею вправе только отдельные категории налогоплательщиков. А все остальные преимущества: особенности исчисления налога, принятия расходов, применение пониженной ставки — это иные самостоятельные элементы налогообложения.
Возьмем для примера возможность не вести раздельный учет по облагаемым и не облагаемым НДС операциям (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Так вот, это просто преимущество, которым может воспользоваться любая компания. Если, конечно, не будет превышен 5-процентный барьер. В таких случаях налогоплательщик, столкнувшись с требованием о предоставлении документов, вправе его обжаловать. Ведь оно нарушает установленный порядок проведения камеральных проверок.
Добавлю, что судебная практика здесь еще не выработала единого подхода. Есть ряд судебных решений, в которых указано, что под налоговыми льготами понимаются любые преимущества, которые предоставляются категории налогоплательщиков. То есть судьи толкуют понятие «налоговая льгота» шире — просто как преимущество при налогообложении.
— Выездную проверку могут провести за период, не превышающий трех лет с года ее начала. Так написано в Налоговом кодексе РФ. Значит ли это, что в проверку попадут только календарные годы?
— Действительно, выездная проверка охватывает три предшествующих года. Но практика складывается так, что инспекторы могут проконтролировать и налоговые периоды года самой проверки. То есть если она началась в сентябре 2012 года, то налоговые инспекторы вправе провести ревизию не только за 2009, 2010 и 2011 годы, но еще, например, и за первый и второй кварталы 2012 года. А по НДФЛ могут проверить и месяцы, предшествующие тому, в котором принято решение о проверке.